История

Поднимаем паруса


(статья из газеты 1987г)


Сегодня парус переживает своё второе рождение. Люди всёбольше устают от городского шума и суеты и хотят по крайней мере на отдыхе ощутить себя наедине с природой, не слышать рёва моторов. К тому же, многие стали задумываться о последствиях загрязнения окружающей среды, поняли насущную необходимость поиска экологически чистых двигателей. В этом отношении парус – вне конкуренции.


Тысячи поклонников паруса отдают свой досуг любимому увлечению. Но всё же немало и таких, для кого он остаётся несбыточной мечтой детства – ведь построить яхту совсем непросто, купить дорого, да и вопросы возникающие со стоянкой и эксплуатацией яхты, решаются сегодня настолько трудно, что опускаются руки, когда начинаешь в них вникать. Доступ в яхтклубы, к сожалению, ограничен ведомственными барьерами и слабой материальной базой, да и не всем ведь нужны гонки, соревнования… Многие хотят просто отдохнуть на воде, им не обязательно ночевать в каюте, они с удовольствием готовы посидеть вечером у костра, да и яхта им нужна не каждый день… Такими людьми, по видимому, и был «изобретён» ещё один вид туризма – парусный. Разборность судна и возможность перевозки его силами экипажа в транспорте общего пользования – главное отличие туристского парусного судна от спортивной яхты. Чаще всего – это разборная байдарка, купленная в спортивном магазине, и самостоятельно оснащённая небольшим треугольным парусом и двумя поплавками из детских надувных брёвен, придающих судну остойчивость; или катамаран с надувными корпусами – гондолами. Но не найти два одинаковых судна, как двух одинаковых людей. Ведь каждый создаёт его руководствуясь своими представлениями об идеальном судне, в соответствии со своим умением работать руками и наличием материалов. Одному нужна скорость – он строит лёгкий катамаран с высокоэффективными парусами. Другому важнее экзотичность, простота, надёжность и минимальные затраты средств, чтобы отправиться летом в поход семьёй с детьми или группой – появляются плоты тримараны, полимараны с палаткой, двуногой мачтой. Третий добивается минимального веса, компактности упаковки и возможности в считанные минуты собрать и поставить судно на воду – есть удачные конструкции надувных лодок с парусом и мини катамаранов весом до 20 кг, которые соперничают в скорости с парусными досками.


В 1984 году, при городском клубе туристов была организована школа начальной подготовки по парусному туризму. Мы ставили своей целью, во первых, объединить вокруг школы новосибирских туристов – парусников (тогда мы кроме себя никого больше не знали) и, во вторых, поделиться накопленным опытом с желающими самостоятельно построить туристское судно и путешевствовать под парусом. Начало радовало. В скромном помещении городского клуба туристов в первое занятие было, как говорится, яблоку негде упасть. Все, без исключения, были полны жажды деятельности. Но к летнему походу по Обскому морю общими усилиями было построено всего два неказистых катамарана. Причина такого провала ясна и проста – отсутствие в розничной торговле необходимых для постройки материалов. А главный строительный материал для нас – это трубы из алюминиевых сплавов. Худо-бедно, но всё же можно склеить гондолы из двух слоёв детской клеёнки; можно, после самостоятельной и трудоёмкой доработки – герметизирующей и скрепляющей пропитки – изготовить паруса из тика или даже из бязи. Но чтобы сделать разборную мачту или мост катамарана – нужны трубы, лёгкие и прочные. Где их взять? Об эту проблему споткнулись очень многие, кое у кого опустились руки. Но не у всех. В ход пошли лыжные палки, раскладушки, были «обследованы» городские свалки, и небезуспешно – появились трубы от медицинских носилок, лестниц и ещё неизвестно от чего. На наше счастье, в магазинах спорттоваров, появились в продаже планки для прыжков – разумеется, мы их тут же скупили. А когда не хватило одной-единственной трубы, её после недолгих раздумий сняли с домашнего пылесоса. Конечно, раскладушки и пылесосы - это не выход, это скорее глоток воды жаждущему, который жажды не утолит, но не даст умереть. Мечтаем о времени, когда можно будет без лишней экзотики просто зайти в специализированный магазин и купить те материалы, того ассортимента и качества, которые необходимы, а не тратить свою жизнь на поиски длинных обходных путей, которые не всегда приводят к желанной цели.


Как бы там ни было, но летом 1985 года на 5 судах мы совершили поход по Обскому морю, завершив программу школы. Разойтись после этого мы уже не смогли. Образовалось, как сейчас принято называть, неформальная творческая группа.


Сезон 1986 года мы открыли 1 мая на Балхаше, где испытывали мини-катамаран весом 28 кг, сделанный В. Соловьёвым, и оригинальное парусное вооружение для проа, которое разработал С. Ерёменко. Группа энтузиастов: Г. Пикалов, В.Левин и автор этих строк к августу закончили, в основном, работы по созданию мореходного туристского тримарана для автономных походов и уехали испытывать его на Азовское море.


Испытания прошли неудачно, но после доработок в сентябре, мы продолжили их дома, на этот раз успешно.


В один из воскресных выездов на Обское море мы познакомились с туристами-парусниками из Барнаула. В сентябре провели совместный сбор и решили, что летом 1987 года нужно устроить свою регату на Обском море, собрав по возможности всех туристов-парусников Новосибирска и Барнаула с целью обмена опытом и пропаганды парусного туризма.


Школа парусного туризма 1984 года была первая и пока последняя. Дело в том, что в циркулярах, спускаемых городскому клубу туристов «сверху», парусный туризм не значится, его просто не существует, на него не отпускают средства, и, по видимому, о нём нет граф в отчетных документах туристских организаций… Это при том, что на парусные туристские регаты, проводимые московским клубом туристов, ежегодно собираются до двухсот экипажей со всей страны.


Но сегодня положение изменилось. Идею проведения регаты поддержали в областном совете Всесоюзной федерации туризма, организационную помощь оказывает нам центр организаии свободного времени молодёжи ОК ВЛКСМ.


Регата на Обском море состоится с 27 июня по 5 июля. Кроме барнаульцев, которые обещают приехать в составе 13 экипажей, будут туристы-парусники из Ташкента, Москвы и других городов. Всего, по предварительным данным, ожидается около 35 экипажей на судах самых разнообразных конструкций. В программу первой регаты мы включили гонки по треугольной дистанции в районе лагеря соревнований, семидневное туристское ралли по маршруту Новосибирск – Ордынское – Новосибирск и конкурс на лучьшее самодельное туристское судно. Очень надеемся, что слёт послужит толчком для развития парусного туризма в нашем городе и регионе, поможет объединиться туристам-парусникам, которые ещё «варятся» в одиночку, даст приобщиться к парусу всем желающим.


А. Кулик. Руководитель секции парусного туризма городского турклуба.


Статья прислана в Владимиром Ковалёвым из г.Барнаула.




Разработка сайта:     Комаров Виталий